мар
03
2016
В конце статьи Татьяны Воронцовой, недавно опубликованной на нашем сайте, мы дали ссылки на несколько пивных кружек с символикой Моссельпрома. Изображения, воспроизведенные стеклоделами на кружках для Моссельпромовских столовых, кажется, сейчас больше интересны не техникой работы со стеклом, а символами 1920-х – 1930-х годов, которые по воле Моссельпрома запечатлелись в предмете для питейной торговли. Чтобы понять эти символы, их рождение и значение, стоит обратиться к Моссельпромовскому плакату. В плакате было больше возможностей для графической формы и для меткой запоминающейся фразы.
К разработке плаката Моссельпром привлек журнал «Леф» и долгие годы был у него крупнейшим заказчиком рекламы. Плакат впоследствии стал классикой Советской рекламы и задал стиль характерной для того времени символики, которую можно заметить, как на предметах искусства, так и на пивных кружках.
О журнале «Леф» находим у Маяковского: «23-й год. Организуем «Леф». «Леф» – это охват большой социальной темы всеми орудиями футуризма… Сплотились тесно: Брик, Асеев, Кушнер, Арватов, Третьяков, Родченко, Лавинский.» (Владимир Маяковский. Автобиография «Я САМ».)
Чтобы получить некоторое представление о редакционной политике, снова обращаемся к Маяковскому.
Многое можно узнать из его заметок, остановимся на одной из них:
«Товарищи!
Всюду откалывайте левое искусство от правого!
Ведите левым искусством: в Европе — подготовку, в СССР — укрепление революции.
Держите постоянную связь с вашим штабом в Москве (Москва, Никитский бульвар, 8, журнал «Леф»).
Не случаен выбор первого мая днем нашего обращения.
Мы знаем, только в спайке с рабочей революцией — расцвет искусства будущего.
Мы, пять лет проработавшие в стране революции, знаем: —
Только Октябрь дал новые огромные идеи, требующие нового оформления.»
Посмотрим и попытаемся понять, какие же новые идеи принесла команда журнала «Леф» в рекламный плакат?
Аналитики с позиций нынешних дней отмечают в плакате простые и ясные слова, обращенные к зрителю: частушечные, озорные, порой поучительные, как народная поговорка, броские, лаконичные лубочные образные характеристики, четкую конструктивность композиции. Художественный язык плаката задевал зрителя и правильно сочетался с архитектурными комплексами и отдельными постройками. Язык этот был органически близок новому типографскому искусству, был в стилевом единстве с праздничными украшениями площадей, с фасоном одежды, с конструктивно-функциональным решением новой мебели, посуды, тканей.
От себя добавлю, что по нашему мнению, основную и неповторимую особенность плакатов Маяковского и Родченко образует сочетание в них рекламы и государственной политики. Реклама наглядно демонстрировала неуклонный рост жизненного уровня советского народа и успешное движение к светлому будущему. Плакат соответствовал контексту нового курса движения страны и сам во многом способствовал организации этого движения.
Вероятно, такой стиль сформировался на основе огромного опыта пропагандистской деятельности Владимира Маяковского в „Окнах РОСТА", где он работал прежде.
В команде журнала «Леф» Маяковский серьезно и требовательно относился к рекламе, как к настоящему искусству.
Для характеристики отношения Маяковского к рекламному искусству часто цитируют его статью «Агитация и реклама», напечатанную в июне 1923 г. в Екатеринбургском журнале «Товарищ Терентий». Маяковский писал:
«Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой “буржуазной штучке”. При НЭПе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой. Здесь еще мы щенки. Надо поучиться... Думайте о рекламе!»
Серьезная работа с рекламным плакатом прославила объединение «Леф» и принесла успех государственным предприятиям в конкуренции с иностранными компаниями и частными фирмами, которые все еще пользовались дореволюционными инструментами для рекламирования своих товаров и услуг.
Одним из самых крылатых плакатных лозунгов стала строка Маяковского: «Нигде, кроме как в Моссельпроме».
Над Маяковским посмеивались. В 1924-м году в стихотворении "На Кавказе" Сергей Есенин напишет:
Мне мил стихов российский жар.
Есть Маяковский, есть и кроме,
Но он, их главный штабс-маляр,
Поет о пробках в Моссельпроме.
Однако, Владимир Маяковский в автобиографии «Я сам» отвечал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме», поэзией самой высокой квалификации».
Насмешки прошли, а выдающийся стиль и символы остались как наследие, на котором сейчас учатся последователи. Иногда даже встречается прямой ремейк старой рекламы.
Только в новом исполнении она зовет идти не за книгами, а за золотом. Вектор движения в стране поменялся …
Наконец, посмотрим еще раз рисунок на кружках Моссельпрома.
В центре окружности силуэт рабочего на фоне шестеренки, серпа и колосьев; сюда же вписан рог изобилия с буквами МСНХ, что означает Московский совет народного хозяйства. А по окружности расположено слово МОССЕЛЬПРОМ.
Неизвестно, принимала ли участие мастерская Владимира Маяковского и Александра Родченко в создании рисунка для кружки Моссельпрома, но налицо влияние созданного ими стиля «Агитрекламы»
см. также:
предыдущая статья о Mоссельпроме: «Нигде, кроме как в Моссельпроме»
Пивные кружки с символикой Моссельпрома:
http://beermug.preferansov.ru/ru/katalog/eid/5044
http://beermug.preferansov.ru/ru/katalog/eid/9296
http://beermug.preferansov.ru/ru/katalog/eid/7900