Ленинградская Зеркальная Фабрика
ЛЗФ - Ленинградская Зеркальная Фабрика, более широко известная как Ленинградский завод художественного стекла.
С 1912 г. на Деминской ул., ныне ул. Профессора Качалова, существовала Деминская зеркальная фабрика, цеха которой располагались рядом с бывшими корпусами Императорского стеклянного завода.
В 1923 году она входит в «ЛЕНИНГРАДСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТЕКОЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛА МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИСПОЛКОМА ЛЕНИНГРАДСКОГО ГУБЕРНСКОГО СОВЕТА», основанное на базе предприятий Петроградского губернского стекольно-фарфорового треста, куда входили такие заводы как Березайковский им. А. В. Луначарского, "Восстание", им. 1-го и 3-го Коммунистических добровольных отрядов, "Красный луч", Покровский им. Сазонова, Саблинский им. А. Е. Бадаева, "Свобода", Смердомский, Торковичский. Объединение ликвидировано 13 мая 1924 г., предприятия переданы Ленинградскому губернскому государственному стекольному тресту.
В 1930 переименовывается в Ленинградскую зеркальную фабрику и передаётся в ведомство треста «Ленинградстекло» (Наркомата) Министерства Легкой промышленности РСФСР.
Варку стекла и выдув на ЛЗФ начали только в 35 году. До этого там только производили зеркала (мебельные, сумочные и прочие) из стороннего стекла. Причем вначале на ЛЗФ начали выдувать небольшими партиями парфюмерные флаконы, и лишь позднее - некоторые виды сортовой посуды. Естественно с одной печью до 1940 года фабрика произвела не так уж много продукции. Поэтому и предметы с клеймом ЛЗФ встречаются крайне редко.
В 1940 г. по инициативе ученого-химика Н. Н. Качалова, скульптора В. И. Мухиной, писателя А. Н. Толстого на базе Ленинградской зеркальной фабрики был организован экспериментальный цех по производству художественного стекла. Проектировал и осуществлял надзор за строительством экспериментального цеха знаток технологий художественного стекла Ф. С. Энтелис. Была поставлена задача разработать промышленные образцы советской стеклянной посуды, современные способы варки и декорирования стекла. Этот момент считается началом эпохи советского стекла.
Творческую группу, состоявшую из лучших химиков и технологов по стеклу, возглавила Вера Игнатьевна Мухина. Ею были приглашены художники Николай Тырса и Алексей Успенский. Этому небольшому коллективу удалось проработать вместе чуть более года. Они заложили основы творческого поиска современного облика изделий, создали совершенно новые формы при минимуме декора, получив звонкую и звучную галерею образцов художественного стекла, к сожалению так и не дошедших до производства.
С этим коллективом связаны такие известные изделия – классический советский графин для воды (Н. Тырса), советский гранёный стакан (В. Мухина), считается, что на этой фабрике была создана классическая барная пивная кружка. Эта кружка выпускалась с 60-х годов, выпускается и в наше время на ОСЗ.
В конце 1941 г. производство было остановлено. Выполнялись лишь военные и медицинские заказы. После войны предприятие не работало. Благодаря усилиям В. И. Мухиной и Н. Н. Качалова в 1948 г. была восстановлена работа экспериментальной лаборатории художественного стекла с экспериментальным цехом Ленинградской зеркальной фабрики.
В 1948 г. при заводе был открыт музей, посвященный истории предприятия, творчеству его работников.
В 1949 г. фабрика преобразована в Завод художественного стекла (Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды), входивший в объединение «Росстеклохрусталь».
В 1950-е - 1960- е гг. ЛЗХС стал основным центром художественного стеклоделия в СССР.
С июня 1966 года Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды был передан в ведение Министерства промышленности строительных материалов РСФСР и переименован в Ленинградский завод художественного стекла.
В 1967 г. завод переведен на изготовление изделий и сувениров исключительно из хрусталя. Там изготовлены пятиметровые стеклянные колонны с барельефами, установленные на станции метро «Автово».
С Ленинградским заводом художественного стекла связано творчество трех эстонских художниц - Лейды Юрген, Хелле Пыльд, Пильви Оямаа. Виртуозное владение техникой гравировки, умение передать трёхмерность изображения, глубина и многоплановость композиции отличают работы этих мастеров.
Имя Пильви Оямаа (Уук) (1930 г. р.) практически неизвестно в России. С ЛЗХС связан первый этап творческой карьеры художницы, который продолжался всего 3 года. Расцвет её творчества и европейская известность связаны с заводом «Тарбеклаас» в Эстонии, на котором она проработала около 30 лет. Вместе с тем, главную награду в своей творческой карьере Пильви получила на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. за вазу «Клевер», созданную во время периода работы на ЛЗХС. Воспринятое ею алмазное гранение и монументальность в формообразовании на ЛЗХС получила дальнейшее развитие в период работы на «Тарбеклаас», привнеся традиции ЛЗХС в эстонскую школу художественного стекла.
С 1992 - Арендное предприятие «Ленинградский завод художественного стекла».
29 января 1997 г. решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга завод был закрыт. Экспонаты музея в 2000 г. переданы в Елагин дворец, где открылся Музей Стекла, основой экспозиции которого стали экспонаты музея ЛЗХС.
Последнее изменение
18.02.2016 17:09
автор
host