вернуться: Дятьковский хрустальный завод Антология стакана
М. В. Грабарь , стаканы из набора «Февраль»
Девизом 60-х годов «Искусство в быт» в стеклоделии был обусловлен переход от пышной алмазной грани, покрывающей почти всю поверхность изделия, к более сдержанной, строгой.
Простота и ясность формы, созвучные оригинальному декору, отражали стиль того времени. В наборе Мироны Грабарь «Февраль» сдержанная выразительная форма стакана тактично декорирована линией геометрически круглых оптических «ямок», нанесенных на широкие вертикальные прошлифовки. Как бы позаимствованные из предыдущего столетия, традиционные приемы, поражают зрителя изяществом силуэта, изысканностью, простотой образа.
Новое поколение художников – И. Колодин, В. Котов, И. Мачнев, Б. Федоров, В. Погребной, М. Кизлов, З. Чумакова, И. Мачнева, каждый из них яркая творческая личность, талант.
Именно они в 70-80-е годы, в поисках новых средств выразительности, соединяя новшество и опыт прежних поколений дятьковских мастеров создают художественный облик продукции завода.
И.В. Мачнев , стакан из набора «Иван Калита»
Первооткрывателем новых принципов формообразования в 80-е годы стал И. В. Мачнев.
Виртуозно владея мастерством гранения, художник своими руками создавал выразительные фактуры хрусталя. Замечательное российское изобретение классической алмазной грани «русский камень», автор гармонично сочетает с новаторским решением формы. Стакан из набора «Иван Калита» имеет форму мешочка, стаканы из наборов «Презент» и «Китеж» выполнены в форме раскрытого конвертика, который невозможно поставить. В работах Мачнева – интеллектуала всегда заложен глубокий смысл, остроумие и яркая импровизация. Произведения художника много лет являются лучшей серийной продукцией Дятьковского хрустального завода.
В. И. Котов, стаканы из набора «Хохлома»
Представлен на выставке стакан из набора «Хохлома»- автор В. И. Котов. Традиция росписи цветными красками, уходящая в историю народного творчества, притягивает своей эмоциональностью и теплом.
Из современной продукции завода самым популярным у потребителей оказался чайный стакан (артикул С-189). Форма традиционного чайного стакана не менялась на протяжении долгих лет. Возможно, это было связано с тем, что для удобства чаепития, любители горячего чая пользовались подстаканниками. Форма сегодняшнего стакана «Восточный» (артикул С-998) повторяет образ «богемского с перехватом», тиражируемого в конце 19 - начале 20 столетий. Отличительной деталью является огранка. Работы мастеров удивляют сложностью технологических приемов, тонким чувством юмора и выразительностью.
М.П. Емельянов стакан-шутиха
Современная транскрипция потешных сосудов удачно воплощена в стаканах М. П. Емельянова, И. В. Ковалерова, В. М. Мартынова. Экспонаты выставки продемонстрировали высокое мастерство, незаурядный талант, изобретательность, новаторство, блестящее знание материала, а также результат титанического труда и огромного дара – создавать и созидать!
Наш стакан, известный со времени изобретения стеклодувной трубки, менялся как мир.
Его предназначение, определенное в «Толковом словаре живого великорусского языка»
В.И.Даля – «СТАКАН – стаканчикъ, стаканецъ, стакашикъ, стакашка,…- большей частью стеклянный, хрустальный, для питья…», остается неизменным, что делает его незаменимым спутником жизни человека.