вернуться: Дятьковский хрустальный завод Антология стакана
Мальцовские прейскуранты донесли до нашего времени подробные описания, удивительно четкие и ценные характеристики ассортимента продукции и торговые предложения. Указывалось, что «бесцветный, синий, голубой, зеленый, желтый и оранжевый хрусталь ценятся одинаково. Розалиновый ценится дороже на 25%, рубиновый на 35%, урановый и зелено-урановый – на 50%.». Исходя из этого, стоимость плоского карманного стаканчика зависела от вида стекла и сложности техники изготовления: розовый – 25 коп.за штуку, розовый точеный – 35 коп., 2-х хрусталей граненый – 50 коп., 3-х хрусталей граненый – 60 коп., белый граненый – 40 коп. (цены 1902 года.)1
Изделия из стекла вплоть до 20 века ценились достаточно дорого. Для сравнительного анализа укажем цены в мальцовском провиантном магазине в конце 19 века: «пуд пшеничной муки 1 сорта стоил 96 коп. (1 кг – 6 коп.); фунт сахара – 15,5 коп.; фунт соли – 1 коп.; фунт свиного окорока – 13,5 коп.» 2 (Фунт – русская мера веса, равная 409,5 грамма).
В стеклоделии 19 века истинным фаворитом называют хрусталь. Дятьковский хрустальный стакан украшается алмазной гранью, он превращается в сверкающий драгоценными россыпями предмет, традиционная широкая грань, грань «кубом», 8,10,12,14-гранные стаканы составляли большую часть ассортимента.
История мальцовских сервизов, включавших в себя стаканы, начинается с 1856 года, когда Императорский Стеклянный завод по образцам фабрик Мальцовых, выпускал «старомальцовские и новомальцовские сервизы». 3
Мальцовские прейскуранты конца 19 века предлагали 23 сервиза, в каждый входило 2-3 вида стаканов. Разделка выбиралась заказчиком – гранение, рисовка (гравировка), травление. Представляя полную информацию об изделиях, в прейскурантах существовала очень интересная графа (для графинов и кувшинов) – «емкость в бутылках», а для стаканов – «вмещается в бутылке». 4
Бутылка была единицей измерения емкости, в нее входило 0,6 литра жидкости.
К выдающимся новшествам 19 века в стеклоделии можно смело отнести изобретение в Америке машинного способа прессования, имитирующего ручное алмазное гранение.
На Дятьковском хрустальном заводе с середины 19 века начинают прессовать граненые стаканы, ставшие неотъемлемой частью нашего быта. Среди прейскурантных прессованных стаканов в конце 19 начале 20 веков большой интерес вызывает «трактирный стакан». Рисунок прейскуранта дает о нем представление – утолщенное дно стакана делало его более прочным, чем и было обусловлено название и предназначение.
Стоимость прессованных стаканов дятьковского производства обозначена – от 3 рублей 25 копеек до 19 рублей 75 копеек за 100 штук.
Господство стиля «Модерн», охватившее все виды декоративно-прикладного искусства на рубеже 19-20 столетий, привносит свои коррективы, несколько видоизменяя формы и декор.
Излюбленные для модерна сюжеты растительных мотивов исполнялись в разнообразных техниках – гравировка, травление, живопись, иризация; здесь гармония формы и декора создает яркий образ эпохи.
Сервиз «Поникшие ирисы», включивший в себя три вида стаканов, своим названием и исполнительской культурой, плавностью линий отражает идею стиля.
Значительную часть выпускаемых в этот период стаканов, декорируют мягкими матовыми изображениями на фоне прозрачной поверхности. Сюжетная линия созвучна приметам времени – растительно-цветочный орнамент, фрагменты пейзажа, силуэт оленя и т.п..
Гильоширная техника, изобретенная во Франции и широко применяемая для декора тонкостенных изделий, плавностью и тонкостью линий вторившая стилю, относится к механическому способу декорирования стекла. Сложный, но воздушный ажурный рисунок наносился одновременно на несколько предметов. Фонды музея располагают значительной коллекцией стаканов конца 19 – начала 20 столетий с гильоширным рисунком.
В дальнейшем исторические события – революции, войны меняли облик стакана 20 столетия.
Стаканы, выпущенные на ДХЗ, к. 19 нач. 20 в.в.
Стаканы, выпущенные на ДХЗ, к. 19 нач. 20 в.в.
Исследователь истории дятьковского завода Е. Г. Рачук отмечает, «что в 1924-1925 годах выпуск стаканов составлял около 80% всей продукции. В 1925 году для улучшения качества и обновления ассортимента была расширена живописная мастерская, кроме того открылось гильоширное отделение. Применялись те же виды шлифовальных разделок, что и прежде: грань «пальцами», «овальная» и «круглая», «райком», «кустами», «желудями», с «прорезом», «веткой», «широкая грань на шайбе». Для стаканов использовалось до 60 разделок». 5
В 20-30- е годы в качестве декора используют новые элементы - серп и молот, пятиконечная звезда, колоски. Стаканы с советской символикой демонстрируются в экспозиции музея. Изделия завода конца 30-х годов не уступали лучшей мальцовской продукции, повторяя прежние образцы. «Иллюстрации к прейскуранту розничных цен на сортовую стеклянную посуду» 1939 года предлагали 89 видов разделки чайных стаканов: гладкие, с алмазной гранью, простой и номерной шлифовки, гравировка, травление, пантограф – традиционные в стеклоделии методы декорирования. Стоимость как всегда зависела от сложности выработки и обработки – гладкий стакан – 43 коп., с простой шлифовкой - 52 коп., с номерной шлифовкой – 65 коп. Цена стакана с алмазной гранью - от 87 коп. до 6 руб.10 коп., а с гравировкой - от 87 коп. до 4 руб. 35 коп.6
В 1940 году на Всесоюзном пленуме правления Союза Советских архитекторов отмечалось, что «стекольная промышленность должна ориентироваться не на уникальные и выставочные изделия, не на предметы роскоши, а на бытовые вещи массового употребления, художественные качества которых должны быть неотделимы от бытовой целесообразности, удобства, комфорта, дешевизны». Было принято решение о привлечении художников-архитекторов для создания новых образцов. 7
Только после Великой Отечественной Войны в ряде художественных институтов и училищ страны была организована подготовка художников для стекольной промышленности.
Прейскурант 1951 года иллюстрирует продукцию ДХЗ: 93 вида стаканов, большая часть которых, - повторы довоенного выпуска. Работа мастеров того времени поражает разнообразием техник, приемов, аккуратностью и виртуозностью исполнения. 8
Широкая цветовая гамма двухслойных стекол (Е. Г. Рачук упоминает, что в начале 50-х годов из 20 стекольных предприятий, выпускавших сортовую посуду, лишь два - Дятьковский и Гусевской выпускали продукцию из хрусталя и стекла с нацветом), молочное стекло с удивительным изящным рисунком, искрящийся хрусталь, после тяжелой войны приносили людям праздник и красоту.
В дальнейшем создание художественного образа дятьковского стекла, формирование «дятьковской школы» связано с именем талантливого художника – Евграфа Сергеевича Шувалова. Признанный талант в создании многопредметных сервизов, автор, бережно обращаясь к традициям или новаторски решая поставленную задачу, всегда удачно находил гармонию формы, пропорций, декора. Стакан из праздничного «Банкетного» сервиза привлекает своей нарядностью, выразительностью алмазной огранки, выполненной артистически. Формы, созданные Е.С. Шуваловым полвека тому назад эстетичны, функциональны.
ПРИМЕЧАНИЯ И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: