Russian Beer mug

Пивные и квасные кружки СССР

Заводы - справка для коллекционера пивных кружек

Дятьковский хрустальный завод - 200 лет истории


Автор: Городничая Т.Б.

ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»             вернуться: Дятьковский хрустальный завод

 

 

Всемирно известна продукция одного из старейших и крупнейших в нашей стране предприятий - Дятьковского хрустального завода. Это удивительные по красоте и чистоте изделия из хрусталя и стекла -предметы, создающие домашний уют, атмосферу торжественности, праздничное настроение в каждом доме.

220-летняя история предприятия представляет собой яркий и постоянно изменяющийся калейдоскоп событий - периодов больших успехов и серьезных трудностей, постоянных поисков, совершенствования мастерства, и во все времена - упорного и самоотверженного труда дятьковских хрустальщиков, создавших завод, сохранивших его в самых тяжелых условиях, заработавших ему подлинную и заслуженную славу.

Дятьковский зваодОснован завод был в конце XVIII века представителями династии известных русских промышленников Мальцовых. Образовался завод в результате того, что на две части разделилась небольшая стекольная фабрика, построенная в начале XVIII века недалеко от Москвы в селе Новое Можайского уезда.

В целях сохранения подмосковных лесных массивов, неоднократно в 40 - 50-е годы 18 столетия выходят сенатские указы о ликвидации винокуренных, медных, железных и стекольных заводов, расположенных на расстоянии ближе 200 верст к Москве. Сыновья владельца хрустальной фабрики Василия Васильевича Мальцова Аким и Александр большую часть ее перевозят в урочище Шиворово при речке Гусь Владимирской губернии, где поныне существует Гусевской хрустальный завод. Вторую, меньшую часть фабрики вначале устраивают в селе Радутино Трубчевского уезда, а затем в с. Радица вблизи Брянска. Но все необходимые условия для успешной деятельности хрустального завода были найдены в небольшой деревне Дятьково Брянского уезда, куда Мария Васильевна Мальцова, вдова Акима Мальцова переводит часть Радицкой фабрики в 80-х годах. Наличие в достаточном количестве массивов леса, окружающих Дятьково; дешевой рабочей силы, которой стало население близлежащих деревень; протекающие неподалеку судоходные в то время реки Болва и Жиздра; а также имеющиеся поблизости запасы некоторых видов необходимого для стекловарения сырья - песка, мела, огнеупорной глины- позволили заводу прочно обосноваться здесь. Впервые, в государственных документах, как действующее предприятие, Дятьковский хрустальный завод упоминается в 1793 году.

 

ПодсвечникНачав свое существование как кустарное производство – с небольшой гуты - стекловаренной печи и нескольких шлифовальных машин, уже в начале XIX века завод превращается в крупное промышленное предприятие, продукция которого приобретает широкую известность в России и за рубежом.

 

Главным направлением в деятельности завода всегда был выпуск широкого и разнообразного ассортимента обычной бытовой стеклянной посуды. Кроме того, исполнялись предметы церковной утвари и сложные заказные детали для интерьеров. Музей дятьковского хрусталя представляет небольшую коллекцию лампад и подсвечников из цветного и бесцветного стекла, также сохранился один из подсвечников, некогда украшавших дятьковскую церковь. Она по воспоминаниям очевидцев и сохранившимся описаниям, представляла собой совершенно удивительное и неповторимое по красоте зрелище: все убранство церкви - люстры, канделябры, подсвечники было выполнено из цветного стекла и хрусталя. Хрустальными плитами были облицованы стены в церкви. Под плиты подкладывалась цветная металлическая фольга и цветное стекло. Сохранился единственный подобный подсвечник высотой 210 сантиметров, выполненный из трехслойного стекла - бесцветного, «золотого рубина» и молочного. Украшают его изображения церковной орнаментики, выполненные широкими прошлифовками и травлением. Эта работа, выполненная дятьковскими мастерами в 1831 году, по праву считается уникальным произведением, шедевром стекольного искусства XIX столетия. Ранее это произведение датировалось 1838 годом, но в результате более тщательного изучения учётных документов музея, дата была уточнена.

 

«На любой вкус», - так характеризовали продукцию завода XIX века. Действительно, очень демократичная, она включала широчайший ассортимент дешевой прессованной продукции - стаканы, кувшины, подсвечники, сахарницы, блюдца, шкатулки, вазы - доступные по цене всем слоям населения.

Причем наряду с подражанием ручной обработке, немало примеров, когда методом пресса исполнялись изделия с собственной, выразительной и нарядной фактурой, возможной только при использовании этого приема.

Традиционным для дятьковского производства было украшение изделий широкой, так называемой «литерной» гранью. Гладкие плоскости прошлифовок, расположенных под определенным углом друг к другу, создают особую игру света, подчеркивают чистоту и прозрачность стекла, изящность и продуманную пропорциональность формы. Музей представляет интересную и довольно полную коллекцию таких стаканов, штофов, рюмок, ваз.

 

Сервиз ВенецианскийМассовая продукция завода была представлена на Всероссийскую выставку мануфактур, состоявшуюся в Петербурге в 1829 году. Завод получил высшую награду выставки - Большую золотую медаль. «За трудолюбие и искусство» - такая надпись была выполнена на медали. В отчете выставки отмечалось, что Дятьковский завод был первым в России, где такого высокого уровня достигло качество ежедневно употребляемых предметов, все экспонаты отличались замечательными художественными достоинствами, изумительной чистотой стекла, высоким мастерством исполнения. На протяжении всего XIX столетия завод многократно удостаивался наград отечественных и зарубежных выставок. Несколько раз предприятию присуждалось право изображения на продукции Государственного Российского Герба и заводского клейма.

Коллекция старого стекла музея знакомит с разнообразными методами и приемами украшения стекла, широко применявшимися в ХIХ столетии.

Легкие, полупрозрачные рисунки матовой гравировки украшают бокалы, стаканы, кувшины, целые сервизы. Изображения сказочных сюжетов, гирлянд из цветов и листьев наносилось при помощи быстро вращающихся медных колесиков, которыми снимали тонкий верхний слой стекла.

Особым изяществом отличался рисунок, исполненный гильоширными машинами, когда на поверхность изделия, покрытую защитным слоем воска, иглой наносился рисунок, затем изделие подвергалось обработке кислотой. Линии, процарапанные в воске иглой, матовались, воск снимался. Воздушными, очень тонко прорисованными узорами сложных переплетений декорированы стаканы, бокалы и рюмки, сохранившиеся в коллекции заводского музея.

 

Вазы в стиле модернО высоком уровне технологии производства говорят образцы, выполненные из цветного стекла. Неповторимой красотой обладает стекло, называемое «золотой рубин». Его сочный розовый цвет достигается введением в состав стекла порошка металлического золота, предварительно растворенного в смеси кислот. Долгое время секрет варки золотого рубина ревностно хранили немецкие мастера. Экспонаты музея - подставка для настольной лампы, чайница, вазочка и другие доказывают, что этой сложной техникой успешно владели в XIX веке стеклоделы дятьковского хрустального завода. Глубоким и насыщенным рубиновым цветом обладает стекло, называемое «медный рубин». Этот рецепт был изобретен гениальным русским ученым М. В. Ломоносовым, внесшим неоценимый вклад в химическую технологию стекла. Дятьковский хрустальный завод был первым в России, где варка «медного рубина» была освоена в промышленных масштабах.

 

Значительную часть ассортимента завода представляли многопредметные хрустальные сервизы, исполняемые, несомненно, по заказам состоятельных покупателей. До настоящего времени сохранились несколько таких сервизов. Как правило, классическую форму предметов сервиза - графинов, бокалов, ваз для десерта, колпаков для сыра украшают строгие и сдержанные рисунки алмазной грани, матовая гравировка. Благодаря методу иризации поверхности изделий как бы покрывались тонким слоем перламутра с его нежными радужными переливами. Нередко иризация сочеталась с живописью цветными красками и эмалями. Из сохранившихся мальцовских прейскурантов известно, что традиционный дятьковский сервиз включал более 150 предметов, необходимых для сервировки стола. Архивные документы свидетельствуют о том, что в Зимнем Дворце, в императорских резиденциях в Гатчине, Царском Селе, в Петергофе на высочайших приёмах использовались Мальцовские хрустальные сервизы на 200 персон.

Очень сложными и тяжелыми всегда были условия труда рабочих на фабрике. Сжиганием дров достигалась температура варки стекла почти 1500 градусов. Невыносимая жара у печей, загазованность помещений, выдувание изделий силой легких, преобладание ручного труда на всех этапах сложнейшего технологического процесса царил на производстве, рядом со взрослыми в цехах работало много детей и подростков. Подростки осваивали всё более и более сложные технологические операции. Так складывался коллектив опытных и умелых мастеров, профессиональные секреты, как правило, передавались из поколения в поколение.

 

Набор ЗимаОдной из интереснейших страниц истории завода является работа на ДХЗ замечательной русской художницы-графика - Елизаветы Меркурьевны Бём. Художница, родная сестра технического директора завода А. М Эндаурова, неоднократно приезжала в Дятьково и создавала здесь работы в стекле, проникнутые теплотой и юмором милой непосредственной русской старины. Некоторые из них хранятся в Государственном Историческом и Русском музеях. Одна из работ - набор «Зима», удостоенная золотой медали Международной выставки в Париже в 1900 году, находится в коллекции Музея дятьковского хрусталя. Выразительный, полный мягкого и непосредственного лиризма образ зимы с воздушными снежинками, глыбами прозрачного льда воссоздается в этом замечательном произведении. Следуя традициям русской народного искусства, на кувшине буквами, как бы собранными из ледяных сосулек, художница выполняет надпись:

«Не винца так пивца, не пивца так кваску, не кваску так студеной водицы».

 

В 1893 году на Международной выставке в Чикаго Е. М. Бём награждается золотой медалью, как автор, представленных на выставку изделий, также медаль присуждается Дятьковскому хрустальному заводу, где экспонаты были выполнены. Особенно отмечалось: «... красота основных произведений, разнообразие видов декоративных элементов, высокий художественный уровень возрожденных Византийского и национального стилей».

Старейшим и любимейшим мастерами приемом была техника живописи по стеклу. Использовались для этого специальные краски и эмали богатейшей цветовой гаммы и живописное золото. Подлинного совершенства достиг этот метод в конце XIX - начале XX веков в стекле стиля модерн. Мягкие, плавные, как бы струящиеся формы сосудов с большой любовью и высоким мастерством украшались скромными или пышными букетами, отдельными цветами очень точно и детально изображенными, причудливыми экзотическими растениями. Эти работы, донесшие до нас частицу души создателя, настолько хороши, что существуют как бы вне моды и вне времени, они продолжают восхищать нас и сегодня.

 

Сергей Иванович МальцовИстория управления заводом такова. Мария Васильевна Мальцова, основавшая завод в 1790 –е годы, передает в 1804 году Дятьковскую хрустальную фабрику и еще 9 фабрик младшему сыну секунд-майору в отставке Ивану Акимовичу, который открывает новую страницу в истории Мальцовских заводов Дятькова.

Кроме Брянских и Владимирских стекольных заводов, Иван Акимович активно и успешно занимается свеклосахарным производством, металлургией, владеет фаянсовыми предприятиями. В 1815 году к мальцовским владениям присоединяются имения в Рославльском уезде Смоленской губернии, где Мальцов строит сахарный, винокуренный и стекольный заводы.

В 1828 году приобретаются земли в Крыму, в Симеизе, где высаживаются огромные виноградники.

Иван Акимович создает Мальцовскую промышленную империю, столицей которой навсегда определяет Дятьково.

В 1849 году промышленную эстафету отец передает сыну - Сергею Ивановичу Мальцову. Прервав блестящую военную карьеру в чине генерал-майора, Сергей Иванович полностью посвящает себя промышленному предпринимательству. Управляет более 100 заводами, организует систему реализации продукции через торговые представительства, расположенные во многих крупных городах России от Варшавы до Хабаровска и от Архангельска до Херсона и Одессы. На Нижегородской ярмарке строит собственный павильон.

«Америка в России» - называют Мальцовский промышленный район. Первые русские рельсы, локомобили, винтовые двигатели для речных и морских судов, первая в России узкоколейная железная дорога, первый частный телеграф - малая часть успехов и достижений Мальцовского производства. И если заслугой отца - Ивана Акимовича было количественное наращивание производственных мощностей, то вo второй половине XIX века сын - Сергей Иванович основное внимание уделяет техническому переоснащению заводов на базе новейших достижений техники и технологии.

 

В 1875 году было учреждено Мальцовское Промышленное Торговое Товарищество и Дятьковская хрустальная фабрика стала официально именоваться заводом. В 1894 году было организовано Акционерное общество Мальцовских заводов.

Выработка изделийК концу XIX столетия численность рабочих Дятьковского хрустального завода составляет 2000 человек, выпускается продукции на 1 млн. рублей в год.

В числе других многочисленных мальцовских предприятий Дятьковский хрустальный завод был национализирован в конце 1918 года. Тяжелые условия, в которых находилась вся промышленность страны в период I Мировой и затем Гражданской войн, Октябрьской социалистической революции отразились на деятельности предприятия. До 1924 года завод работал с большими перерывами. Нехватка топлива, сырья, материалов, рабочей силы, транспорта сказывались на качестве и количестве производимой продукции. Уровень производства в начале 20-х годов не достигал и десятой части объема производства в 1913 году. Ассортимент продукции этого периода представлен в основном стаканами, блюдцами, образцами дореволюционных прейскурантных форм без сложных приемов декорирования. Рукой самобытного дятьковского мастера наносились рисунки (нередко собственного изобретения) на изделия из бесцветного или молочного стекла. Несложный и немногочисленный ассортимент самых обычных бытовых предметов - сахарниц, вазочек, солонок, стаканов выпускался методом пресса.

 

В самобытном творчестве мастеров завода в это время широкое отражение находит тема созидательного труда, строительства молодой Советской Республики.

Новые элементы символики - звезды, гербы, колосья изображаются на традиционных формах дятьковских изделий в 20 и 30-е годы ХХ века.

К концу 20-х годов производство постепенно восстанавливается, набирает силу. Более широкой цветовой гаммой стекол обогащается продукция завода. Дальнейшее развитие получает метод живописи по стеклу, ассортимент таких изделий в это время богат и разнообразен.

С 1941 по 1945 год деятельность завода была полностью прервана Великой Отечественной войной. В первые же месяцы войны оборудование завода и музей образцов были эвакуированы на станцию Ночка - ближайшую к хрустальному заводу «Красный гигант» Пензенской области и в город Чимкент.

Восстанавливать предприятие начали сразу же после освобождения Дятькова от немецко-фашистских захватчиков, в 1943 году. Из руин и пепла завод был возрожден в конце 1945 года. В 16-ти горшковой печи, зажжённой в декабре 1945 года, варилось цветное стекло. Ассортимент первых послевоенных лет представлял в основном изделия, выполненные методом пресса. Это стаканы, вазы, сахарницы, хлебницы-предметы первой необходимости.

 

Вазы ГаллеКаждый послевоенный год существования завода приносил успехи и достижения. Не жалея сил и времени работали дятьковцы на строительстве новых цехов и участков производства. Осваиваются новые методы обработки стекла - глубокое травление, с помощью которого исполняется много разнообразных ваз с красивыми тоновыми рисунками, изображающими букеты цветов, птиц. В заводской лаборатории было разработано несколько новых цветных люстровых красок, освоили декорирование стеклотканью. Возрождаются традиционные методы обработки стекла. Широко используется гравировка по стеклу, вновь работают гильоширные машины. Большое количество изделий с нацветом украшается сложными и насыщенными рисунками алмазной грани, гравировки. Технология предлагает огромное разнообразие приемов и методов декора стекла. Нередко в украшении одного изделия сочетается несколько сложных и трудоемких приемов декора, придавая им вид дорогой притязательной вещи. Формы, как правило, были заимствованы из старых прейскурантов.

 

К концу 50-х годов была осуществлена комплексная реконструкция завода - механизация, конвейеризация и автоматизация производственных процессов, переход на отопление стекловаренных печей природным газом. Затем впервые в стране завод освоил варку хрусталя в ванных печах непрерывного действия, механизированную выработку хрустальных изделий, огневую полировку хрусталя, технологию декорирования изделий инструментом из синтетических алмазов, что позволило в несколько раз увеличить объем производства.

В 1966 году Дятьковский хрустальный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1972 году был открыт филиал предприятия, разместившийся вне городской черты. В 1976 году был открыт первый в отрасли, крупнейший в мире Музей хрусталя Дятьковского хрустального завода.

Лучшие традиции прошлого и огромный опыт художественной культуры заложены в потенциальные возможности современного производства. Сегодня завод - крупнейшее производство российского хрусталя. Высокие эстетические достоинства, неповторимая красота и привлекательность дятьковского стекла постоянно находят всеобщее признание.

 

Золотой МеркурийВ 1980 году за развитие производства и международное сотрудничество предприятию была присуждена международная премия «Золотой Меркурий». Такой успех на внешнем и внутреннем рынках обуславливается превосходным качеством чистого прозрачного хрусталя, высокой квалификацией подлинных мастеров своего дела - выдувальщиков, отдельщиков, шлифовщиков, живописцев, инженеров и технологов, работающих со стеклом. Основная ответственность за облик продукции завода лежит на художниках стекла. Благодаря их всесторонним знаниям, практическому опыту, незаурядному таланту и выразительной индивидуальности интересен и разнообразен современный ассортимент завода. В нем гармонично сочетаются традиционные приемы обработки и оригинальность формы, нарядная торжественность и конструктивные решения, покоряющие смелостью и новизной.

 

Над созданием дятьковского хрусталя в разное время работали и работают народный художник РСФСР Е. С. Шувалов, заслуженные художники РФ Иван Мачнев, Владимир Котов, Михаил Кизлов, Зинаида Чумакова, Евгения Вольнова, Владимир Погребной, Борис Фёдоров, художники-дизайнеры Иван Колодин, Иллария Мачнева, Сергей Шувалов, Илья Кизлов.

В 1992 году завод был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Дятьковский хрусталь».

В 1993 году ОАО «Дятьковский хрусталь» получило международные награды: «Международная Алмазная Звезда за Качество» /Мехико/, «VII Европейская Награда за Качество » /Париж/ «Золотая Звезда за Качество и Создание Своего Имиджа»/Мадрид/

С 1994 по 1996 годы ОАО «Дятьковский хрусталь» вновь был присуждены VIII , IX и X «Европейские награды за качество».

По итогам программы-конкурса «100 лучших товаров России» завод становился лауреатом с 1999 по 2007 годы.

ОАО «Дятьковский хрусталь» является постоянным участником отечественных и зарубежных коммерческих и художественных выставок, лауреатом и дипломатом многих из них.

В 1999 г. вручена Бронзовая медаль за участие в программе «Лучшие товары и услуги на рынках России».

 

Хрустальное убранство храмаВ 2000 году за ряд изделий на православную тему предприятие было награждено медалью Патриархии.

В 2003 году дизайнеры, инженеры и мастера-хрустальщики завершили уникальную и грандиозную работу – создание единственного в мире хрустального иконостаса Храма-памятника в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина в г. Дятьково. Это редкое по сложности, красоте и масштабности произведение было посвящено памяти основателей завода Мальцовых и всех поколений дятьковских хрустальщиков.

Дятьковские хрустальные изделия пользуются заслуженной популярностью по всей России и экспортируются в настоящее время во Францию, Венгрию, США, Иорданию, Израиль, Австралию и другие страны дальнего и ближнего зарубежья.

Сегодня дятьковское хрустальное производство, как и вся отрасль отечественного художественного стеклоделия, переживает очень тяжёлые времена. Процесс сокращения объёмов выпускаемой продукции, начавшийся в начале 90-х годов ХХ века, в связи с «перестройкой» плановой экономики страны на рыночную, длится почти два десятилетия. В результате смены собственника предприятия, в 2008 году учреждено Общество с ограниченной ответственностью «Дятьковский хрустальный завод».

Несмотря на серьёзные трудности, свой 220- летний юбилей Дятьковский хрустальный завод встречает как самое крупное производство хрусталя и художественного стекла в России.

 


Список используемой литературы 

 

1. Е.Г. Рачук «Развитие производства изделий из стекла на Дятьковском хрустальном заводе», Москва, 1976 г.

2. Н.А. Иванин, А.С. Кошелев «Заводская сторона», Тула, 1983 г.

3. М.В. Гунченко «Дятьковский хрусталь», издательство «Брянский рабочий».

4. К.А. Большева «К истории Мальцовского стекольного производства», в кн. Изобразительное искусство, Ленинград, 1927 г.

5. В.И. Немирович-Данченко «Америка в России», изд. Русская мысль, 1882 г.

6. А.П. Субботин «Мальцовский заводской округ», Экономический журнал, 1892 г.


Последнее изменение 14.12.2015 21:59 автор admin