апр
07
2015
С недавних пор в нашей коллекции появилась красивая и загадочная пивная кружка - «Звезда СиМ» ("Серп и Молот"). Не смотря на усилия многих коллекционеров не удается точно определить производителя этой кружки и год производства. Только лишь символы, которыми мастер украшал кружку, позволяют предположить, что создавалась она в эпоху революционной перестройки после 1917 года. Когда рассматриваем эту кружку, то не кажется, что она делалась «на скорую руку», спешив привнести в народ новые революционные символы взамен старой царской символики. В ее оформлении и пропорциях видна рука опытного художника, а качество стекла указывает на высокую технологическую основу производства.
По внешнему виду кружки, качественной проработке деталей и качеству стекла можно было предположить, что она произведена на одном из бывших мальцовских заводов, находящихся на территории Брянской, Владимирской и Тверской областей.
Обзвонив ныне действующие стекольные производства и музеи, мы узнали, что подобная кружка, похожая по описанию на кружку «Звезда СиМ», имеется в хранилище Дятьковского музея хрусталя. Мы воспользовались любезным приглашением работников музея, чтобы сравнить две кружки и, по возможности, сделать какие-то выводы.
Нам показалось, что разгадка истории этой кружки лежит совсем рядом, и хранители Дятьковского музей хрусталя обладают драгоценными ниточками, связывающими этот предмет событиями бурной революционной эпохи.
После радушной встречи Светлана Назарьевна Бабаева провела нас в запасники, где вместе с Еленой Борисовной Кузнецовой показали нам интересующую нас кружку « Звезда "СиМ"», а также другие кружки, сделанные в конце 19-го века и в 20-30 годах прошлого столетия.
Экспозиция была настолько разнообразна и обширна, а рассказ интересен и увлекателен, что мы на время забыли о цели нашей поездки. Наиболее выдающиеся экспонаты мы фотографировали, расспрашивали об их истории Елену Борисовну, которая охотно удовлетворяла наше отнюдь не праздное любопытство.
Нас заинтересовали и работы советского периода, многие из которых можно назвать настоящими произведениями искусства. Скажем, кружка-шутка "с секретом" под названием "По усам текло, а в рот не попадало" (художник-мастер Ковалеров И. В.). Её ручка в форме птичьей шеи является полой и наполняется напитком вместе с основным сосудом. Но если вечером выпить содержимое кружки, то наутро с целью поправки пошатнувшегося здоровья можно снова найти в кружке то, что осталось в ручке и оказалось так необходимо на следующий день! Как тут не почувствовать любовь и заботу мастера о нашем здоровье и хорошем настроении!
Нельзя было не залюбоваться кружками, произведёнными на Дятьковском хрустальном заводе к Олимпиаде-80. Особенно выигрышно смотрелись олимпийские мишки на кружках красного и синего стекла. Традиционно красива кружка "Берёзка", несомненную художественную ценность имеет кружка "Тысячелетие Брянска" и многие другие.
С энтузиазмом увлеченного профессионала Елена Борисовна рассказывала нам о заинтересовавших нас экспонатах, трудовых династиях стекольного и хрустального производства, о народном художнике РСФСР Е. С. Шувалове, посвятившем Дятьковскому хрустальному заводу почти шестьдесят лет своей жизни, воспитавшего множество художников и мастеров высокого профессионального уровня. А в настоящее время его дело продолжает сын С. Е. Шувалов.
Она сочла необходимым познакомить нас и основной экспозицией музея, где мы увидели также очень много интересного, отдавая предпочтение все-таки пивным кружкам как предмету коллекционирования. Нам показались замечательными кружки 19 века в форме бочонка, правда, они скорее для медовухи, а не для пива. А вот кружки правильной цилиндрической формы с филигранной огранкой – это уж точно для истинных ценителей пенного напитка.
Нельзя было пройти и мимо кружки из как бы разбитого стекла. Кажется, возьмёшь в руки – она и рассыплется. Но это просто иллюзия, достигнутая особой технологией её изготовления. Кружка состоит из двух слоёв: на первый раскалённый слой брызгается вода, и он покрывается живописными трещинами, а второй слой берёт эту красоту в объятия и не даёт ей рассыпаться.
А сколько интереснейших экспонатов не связанных с пивом! Даже возникло чувство сожаления, что мы ограничили свою коллекцию узники рамками каталога пивных кружек, но… нельзя объять необъятное. Малую часть экспонатов, вызвавших наше восхищение, мы здесь покажем.
Много интересного мы узнали о выдающемся русском промышленнике С. И. Мальцове. Созданное в конце XVIII века его матерью, Марией Васильевной Мальцовой, предприятие в результате его успешной деятельности стало частью огромной промышленной империи, объединившей чугунолитейные, железоделательные, полотняные, сахарные, вагоностроительные, керамические и стекольные заводы в четырех губерниях с центром в с. Дятьково.
Первые отечественные рельсы, локомобили и винтовые двигатели для судов, первая в России узкоколейная железная дорога и частный телеграф, собственные денежные знаки, известные в истории как «мальцовские» деньги — таков был размах мальцовского промышленного предпринимательства.
С началом работы хрустального завода начинает формироваться и коллекция заводского музея хрусталя. Свои функции он успешно исполняет почти 150 лет. Сейчас это крупнейший в Европе заводской Музей хрусталя, насчитывающий в своих фондах около 12 тысяч экспонатов.
Слава хрустальных дел мастеров создавалась не на пустом месте. С. И. Мальцов выписывал специалистов из Германии, покупал передовые технологии литья, формы, дорабатывал их с учетом русских творческих традиций и запускал в производство. Немецкие специалисты ехали в Россию охотно, так как здесь их почитали не рабочими, а мастерами и выплачивали соответствующее содержание.
Наследие С. И. Мальцова служит России до сих пор. До сих пор Людиновский тепловозостроительный завод - одно из ведущих в стране промышленных машиностроительных предприятий, но это совсем другая история, как говорит майор Томин. Несмотря на трудности последней четверти века успешно работают два предприятия по производству хрусталя: Дятьковский и Гусь-хрусталный заводы. Они образовались в результате того, что в связи с царским Указом убрать на 200 вёрст от Москвы все предприятия, использующие при производстве продукции большое количество дров, на две части разделилась небольшая стекольная фабрика, построенная в начале XVIII века недалеко от Москвы в селе Новое Можайского уезда (Выходит, 200 лет назад государство больше заботилось об экологической обстановке в матушке-Москве).
В целях сохранения подмосковных лесных массивов, большую часть фабрики перевозят в урочище Шиворово при речке Гусь Владимирской губернии, где поныне существует, так называемый, Гусевской хрустальный завод. Вторую, меньшую часть фабрики обосновали в небольшой деревне Дятьково Брянского уезда. Наличие в достаточном количестве массивов леса, окружающих Дятьково; трудовые ресурсы близлежащих деревень; протекающие неподалеку судоходные в то время реки Болва и Жиздра; а также имеющиеся поблизости запасы некоторых видов необходимого для стекловарения сырья - песка, мела, огнеупорной глины- позволили заводу прочно обосноваться здесь. Впервые, в государственных документах, как действующее предприятие, Дятьковский хрустальный завод упоминается в 1793 году. Мы с большим вниманием отнеслись к истории и изделиям этого завода и поняли, насколько велика была промышленность России в прежние годы и насколько велико было искусство наших мастеров и художников.
Посетили мы и реставрационную мастерскую, где нам показали форму под самую популярную хрустальную кружку СССР объёмом 0,125 л.
Что же касается кружки Звезда СиМ, ради которой мы приезжали, то мы убедились, что никаких чертежей, пресс-форм, связанных с её производством на заводе не сохранилось. При этом поездку нельзя признать безрезультатной. Сотрудники Дятьковского музея поведали нам необычный рассказ о своем экземпляре кружки Звезда СиМ, который добавил новую интригу в ее историю. Мы не будем повторять их рассказ в этом отчете и уверены, что работники музея доведут его до вас более интересно.
Увлекательная загадка о происхождении кружки Звезда СиМ продолжает вести пытливых исследователей к новым приключениям в поисках утерянных исторических фактов.
Где еще искать? Пытаемся провести аналогии. Наиболее похожа на Звезду СиМ кружка " Моссельпром ". Можно, конечно, сделать предположение, что «Звезда СиМ» сделана не на Дятьковском хрустальном заводе, а на Уршельском стекольном, потому что есть на кружке "Моссельпром» на донышке размещены символы "УрШ", что означает Уршельский стекольный завод, но полностью соотнести её с «Звездой СиМ» не представляется возможным. Впрочем, ничего не мешало и дятьковским умельцам заменить знак «Моссельпрома» на серп и молот и получить в итоге «Звезду СиМ». Однако определенно сказать пока ничего нельзя.
Поездка получилось замечательная, насколько музей интересен говорит хотя бы тот факт, что он всегда полон посетителей, даже детей. Для них есть специальные программы и они с удовольствием слушают экскурсоводов.
Спасибо всем работникам музея! Нам кажется, что все, кто не равнодушен к стеклу должен увидеть эту красоту. А если и есть равнодушные, то только потому, что не были в этом замечательном музее.
242600,Россия, Брянская область, г. Дятьково, ул. Ленина, 159
Музей хрусталя - Заказ экскурсий - +7 (48333) 3-38-28
Бабаева Светлана Назарьевна – директор музея ( +7(48333) 3-27-51)
Габьёва Светлана Валерьевна – заместитель директора ( +7 (48333) 3-27-51)
Бабаев Дмитрий Игоревич – зав. техническим отделом ( +7 (48333) 3-27-51)
Климцова Татьяна Викторовна – главный хранитель ( +7 (48333) 3-37-78)
Андриевская Оксана Ивановна – научный сотрудник ( +7 (48333) 3-37-78)
Кизимова Оксана Александровна – научный сотрудник ( +7 (48333) 3-37-78)
Кузнецова Елена Борисовна – научный сотрудник ( +7 (48333) 3-37-78)
http://crystalmuseum.ru cristalm@online.debryansk.ru