Автор: Бабаева С.Н.
«Музей дятьковского хрусталя»» ( начало статьи на странице: Клейма, марки, надписи на продукции Дятьковского завода ) вернуться: Дятьковский хрустальный завод
Одним из наиболее ценных и очень интересных экспонатов коллекции изделий с гербами, монограммами, вензелями и надписями является кубок с гербами трех губерний - Смоленской, Орловской и Калужской, где были расположены предприятия промышленников Мальцовых.
Довольно большой кубок, выполнен в очень сложной ручной технике; щиты гербов и короны над ними выпуклые, тончайшие рисунки исполнены методом химического травления. Создан кубок, предположительно, в 1850-1860-е годы XIX века.
1884 годом датируется стакан с гербом. Методом химического травления выполнен герб и под ним надпись «ВСДКВ».Это герб Войска Донского (Донской) области, высочайше утвержденный 5 июля 1878г. (Источник: «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в Полное собрание Законов с 1649 по 1900 год», репринт, Москва, изд. «Планета», 1990г.) В этой же коллекции гладкий стакан с изображением двух перекрещенных якорей. Точной принадлежности данного знака к какой - либо конкретной организации не удалось установить. Два перекрещенных адмиралтейских якоря не являлись самостоятельной официальной эмблемой и часто использовались, как декоративный символ военного или гражданского флота. Возможно, что данный стакан был выполнен по заказу отставного офицера флота. Не исключено, что такие стаканы принадлежали кают-компании военного корабля или экипажа, но в этом случае обычно указывалось название корабля. В наших фондах стакан мог быть и без подписи, как образец для заказа.
В 1992 году художником Погребным В.К. создан хрустальный парадный сервиз с новым символом России - изображением двуглавых орлов. В это же время был выполнен заказ для представителей семьи князей Юсуповых: изделия с фамильным гербом.
Монограммы, вензеля, надписи нередко украшали разнообразные изделия. Образцы монограмм предлагаются заказчикам на страницах мальцовских прейскурантов 19 века.
Очень интересна история стакана из цветного стекла с двуглавыми орлами. В 1893 году художницей Елизаветой Меркурьевной Бём был выполнен из стекла умывальный набор. Набор декорирован люстровыми красками и расписан цветной эмалью. Изображены на предметах стилизованные двуглавые орлы. По воспоминаниям художницы, на выставке в Чикаго этот набор был приобретен одной из богатейших дам Америки. Для императора Александра III, который чтил и любил все русское, был заказан следующий экземпляр. В фондах музея хранится стакан, выполненный в такой же технике и декоре. Вероятно, он не вошел в набор и остался на заводе как образец. Музей хранит также, подаренные родственниками Елизаветы Меркурьевны солонку и стопку «Морское дно». Рисунок русалочки, рыбок выполнен в технике протравы кислотой, у основания подпись «Елиз.Бём».
Одними из ценнейших экспонатов хранения музея являются произведения Елизаветы Меркурьевны Бём. В России Елизавета Бём была широко известна прежде всего, как художник-график, автор великолепных силуэтов.
Бём Е.М. была одной из немногих художниц, творчество которой знали и очень высоко оценивали не только в России, но и за рубежом. На Дятьковском хрустальном заводе она создала лучшие стеклянные произведения в русском стиле, многие из которых получили золотые медали на выставках в Чикаго, Париже, Мюнхене и Милане. Выпускались ее произведения с собственноручной росписью маленькими тиражами или вовсе единичными экземплярами, что усиливает их антикварную ценность.
Большую художественную и историческую ценность имеет набор «Зима», выполненный Елизаветой Меркурьевной Бём в 1897 году. В него входят графин, кувшин и стакан. Имитируя студеную русскую зиму, стекло заматовано, как бы припорошено снегом, по поверхности разбросаны тонко прорисованные снежинки, основание стакана и пробка кувшина изображают глыбы льда. Надпись по тулову кувшина выполнена белой эмалью, напоминающей сосульки. Вот что гласит эта надпись: «Не винца, так пивца, не пивца, так кваску, не кваску, так студеной водицы», как бы взятая со старинных русских лубков. О принадлежности произведений Е. М. Бём говорят ее автографы на каждом предмете «Елиз. Бём. 97 г.».
1892 годом датируется молочник простого стекла с надписью, выполненной гравировкой «С.Н.Г.24 ноября 1892г.»
Концом XIX века датируются также граненый стакан, с надписью живописными красками «На память» и кувшин цветного стекла, расписанный красками с памятной подписью: «Степан Иванович Евфросиния Константиновна Котовы».
В коллекции находятся также фляжка и стаканчик из стекла «золотой рубин». На плоской поверхности фляжки с одной стороны эмалевой краской выполнен вензель «МН», на другой «На добрую долгую память», на стопке «Прошу кушать». Именным является и пресс-папье с фамилией «Ткачевский».
К этой же группе экспонатов относится глыба зеленого стекла с надписью
на грани «Н.Д.Ободников 1921, II,III». Подобного рода глыба не является единственной в своем роде. В 1901 году специалистами завода была подарена Л.Н.Толстому глыба темно-зеленого стекла, на одной из граней нарисована монограмма писателя и текст, в котором выражалась поддержка Толстому Л.Н. в связи с его отлучением от церкви. Эта глыба до сих пор стоит на письменном столе писателя в музее-усадьбе Ясная Поляна.
Образцом народного творчества является рамка для фотографии, любовно расписанная березками, обрамляющими рамку для фотографии и надписями: «В день Ангела 1909г. 7окт. Отъ мастеровых …»
В 1949 году выполнены кувшины, посвященные 70-летию И.В.Сталина. На одном из них патриотический рисунок и надпись: «70 лет со дня рождения И.В.Сталина. Работа М-ра Козявина В.Н.», на другом - «Домик в Гори 21 декабря 1879г. В этом домике родился И.В.Сталин. Работа мастера И.А.Козявина». Мастером Бессоновой А.В. выполнен кувшин: «Любимому тов. Сталину в честь семидесятилетия со дня рождения. Работа мастера Бессоновой А.В.». Эти произведения очень точно отражают дух того времени.
(Изображение партийных деятелей, патриотические тематические картинки это отдельная обширная тема для выставки и исследования. В рамках данной статьи представлены лишь работы с автографами мастеров.)
Помимо серийной продукции на заводе исполнялись заказы отдельных организаций и фирм. К XIX веку относятся пивные кружки с надписью «Пиво заводов Ф.А.Злаказова С-вей Екатеринбург. Ирбит» и ещё одна с надписью «Пивоваренный завод С.Ф.Чистякова Омск», на задней поверхности - 1/40». Понятно, что выполнен заказ для пивоваренных заводов в Омске и Екатеринбурге. Загадка в цифрах 1/40. Возможно это одна сороковая какой-то меры объёма? Ёмкость данной кружки 300мл, а если учесть, что в так называемом «казённом ведре» 40 фунтов жидкости, то получается емкость кружки одна сороковая ведра.
Из этой же заказной серии прессованные розетка, кружка и тарелка. На донышках изделий вытеснено - «От МФ 1903 на 10 лет», «От МФ 1914 на 10 лет». Как утверждает главный хранитель стекла ГИМа Смирнова Е.П., это даты выдачи патентов от Министерства Финансов.
Интересна также кружка простого стекла с гравированной надписью «№ 10 Масковский». Надпись могла означать номер и название сервиза, а вот в слове «Московский» возможно произошла ошибка и, скорее всего, мастер написал, как слышал - «Масковский». Тем ценнее и «живее» этот экспонат.
В 1964 году были изготовлены стаканы с надписями «ГКТ»; на некоторых из них надпись обрамлена виноградными листьями и гроздьями, что может говорить о том, что стаканы предназначены для сухого вина и выполнены по заказу Государственного комитета торговли. В фондах музея хранятся также стеклянные бутылки, производства мальцовских бутылочных фабрик с вытесненными надписями напитков, для которых они сделаны и предприятий, где выпускались.
начало статьи на странице: Клейма, марки, надписи на продукции Дятьковского хрустального завода
Список используемой литературы
1.«Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в Полное собрание Законов с 1649 по 1900 год», репринт, Москва, изд. «Планета», 1990г.)
2. «Прейсъ-Курантъ Дятьковской хрустальной фабрики акционерного общества мальцовских заводовъ» село Дятьково. Типография Русского товарищества, Москва
3.«Николай и Александра», Государственный Эрмитаж, С-Петербург 1994г
4. Городничая Т.Б. «Музей Дятьковского хрусталя» Брянск сегодня 2000г.
5. Бабаева С.Н. «Художественное стекло Е.М.Бём». Песоченский историко-архитектурный сборник, история и культура, Киров-1995г.