вернуться: Дятьковский хрустальный завод Антология стакана
Самым древним в фондах Дятьковского музея является стакан (инвентарный № 1245), датируемый 1835 годом; запись в Главной инвентарной книге донесла до нас эту ценную информацию. Стакан бесцветного стекла декорирован 6-ю широкими, прошлифованными вручную на шайбе, вертикальными гранями, его высота 11,0 см. Отметим, что отсутствие торговых марок, клейм и вообще каких-нибудь сведений о предметах, затрудняет атрибуцию экспонатов первой половины 19 века, поэтому иногда на основе художественно-стилистического анализа можно определить «возраст» экспоната. Представленный в настоящее время в экспозиции музея уникальный стакан (инвентарный №2345, высота 11,5 см. ), выполненный в стиле «Бидермайер», можно датировать серединой 19 века.
Стакан 1835 г.
Стакан в стиле «Бидермайер» середина 19 в.
Это стилевое направление, появившееся в Европе в 1815-1848 годах, видоизменяет уже привычную цилиндрическую форму стакана и добавляет цвет – на прошлифованных и диффузно окрашенных стенках предмета очень тонко и тщательно прорисовано изображение дворцового интерьера. В описании Первой Публичной выставки российских мануфактур, состоявшейся в 1829 году в Санкт-Петербурге, отмечалось высшее качество мальцовской продукции, в том числе и стаканов, за что И.А.Мальцов был награжден Большой золотой медалью и правом изображать на своих изделиях государственный герб.
Дятьковский хрустальный завод был основан в 1790 году известными промышленниками Мальцовыми. Крупные предприниматели, радеющие за Отечество, были пионерами российского предпринимательства. Осваивая новые рецептуры варки, внедряя передовые технологии на протяжении 19 века, Мальцовы внесли неоценимый вклад в развитие отечественного стеклоделия. На выставку 1849 года среди различной продукции дятьковского производства были представлены стаканы, выполненные в стиле «мозаичной работы» или миллефиори, в этой древней и сложной технике могли работать только мастера высочайшего класса. Благодаря архивным данным нам известно имя автора-разработчика и исполнителя – «Ети все сделанные хрустальные вещи фабрик г.Мальцова трудами собственного его крестьяниным Яковом Петровым Орловым …» 1 Наличие в фондах музея Мальцовских прейскурантов дает большие возможности в определении принадлежности экспонатов к дятьковскому производству. К самому раннему и известному нам подобному изданию относятся «Рисунки хрустальных изделий заводов Мальцовского Промышленно-Торгового Товарищества к Прейсъ-Куранту 1884 года». Копия получена из Государственного Архива Брянской области. В этом редком издании отсутствует описание продукции, но эскизы дают представление об ассортименте и его разнообразии – одних стаканов предлагалось около 100 различных форм и разделок. К необычным стаканам можно отнести стакан с перегородкой, разделяющей его внутри на две части, (довольно сложные в изготовлении, подобные изделия требовали большого мастерства), а также стопки «опрокидушки». Эти стопки с толстым округлым дном в Мальцовских прейскурантах называли еще «чарки неваляшки» или «Ваньки-Встаньки». Центр тяжести был рассчитан таким образом, что стопку невозможно было повалить набок. Несколько лет назад подобную стопку с матовой надписью: «Пей вино, да живи умно» музею подарила жительница Брянска Р. П. Жигалкина.
Стаканы с надписями, выполненные различными техниками, представляют яркий пласт в истории самобытного русского стекольного искусства. Дятьковский хрустальный завод на рубеже 19-20 веков выпускал стаканы с надписью эмалевой краской «День ангела», такой стаканчик стоил 29 копеек. Из подарочной серии предлагались также богемские стаканы с подтесом с надписью красной краской и золотом в овальном медальоне-виньетке «Поздравляю». В экспозиции зала старины представлен стакан, подаренный музею дятьковским краеведом В.В.Бабаевым, возможно более ста лет назад в «поделошный день», неизвестный мастер живописи на форме прейскурантного стакана искусно выполнил изящный цветочный орнамент и сделал надпись «на память». По форме стаканы относились к следующим группам: «богемский ровный» имел цилиндрическую форму; «богемский с подтесом» – цилиндр плавно закруглялся у основания; «богемский с перехватом» – средняя часть такого стакана была сужена; «конический» и « воздушный тонкий», имеющий форму цилиндра.
Конец 19 века, дар О.Т. Печенковой
Стакан от дятьковского краеведа В.В.Бабаева
ПРИМЕЧАНИЯ И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 | Немчинова Д.И. Художественное стекло Дятьковского завода. СПб., 2009. стр.62 |